В конце января в Совете Федерации обсудили вопросы правового регулирования негосударственной сферы безопасности.

После создания Национальной гвардии все чаще говорят о перспективах сотрудничества в сфере частной охраны. Речь идет не только о согласовании зон ответственности, но и возможности совместно выполнять некоторые задачи.

Основным субъектом в системе обеспечения безопасности во всех сферах деятельности является государство, однако невозможно переоценить ресурсы частной охраны. Это подчеркивает Леонид Веденов, начальник Главного управления госконтроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии: «По нашим данным, ежегодно работники ЧОПов осуществляют до нескольких миллионов человеко-выходов. За прошлый год было задержано и передано в органы внутренних дел 107 тыс. правонарушителей, и почти 7 тыс. человек задержано по подозрению в совершении преступлений». В России действуют около 24 тысяч ЧОО, в которых работает более 700 тысяч охранников. Эта сила – ресурс, в разработке которого и заинтересована Национальная гвардия.

Леонид Веденов отмечает, что нормативно-правовой базы для сотрудничества еще нет, как и ответственных институтов. Формально практически в каждом регионе РФ созданы Координационные советы по взаимодействию с ЧОО, но механизм работы еще не запущен: все находится на этапе проектирования и обсуждения.

Не определен даже круг совместных задач, в которых будут пересекаться зоны ответственности Росгвардии и ЧОО.

Чего хочет Национальная гвардия от частных охранных организаций?

В последнее время все чаще говорится о широком круге обязанностей и полномочий ЧОО: участие в охране общественного порядка, в обеспечении пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов. Последний крупный шаг, сделанный в этом направлении и утвержденный в законе о частной детективной и охранной деятельности – обязательное содействие правоохранительным органам. Ранее этот пункт носил факультативный характер. «Эта норма с точки зрения своего редакционного изложения крайне мала и на первый взгляд незаметна в законе, но по содержанию она грандиозна и несет в себе огромные последствия для охранных предприятий – теперь они обязаны в той или иной форме оказывать содействие правоохранительным органам», – комментирует Веденов.

Насколько это реально?

ЧОО неизбежно участвуют в поддержании правопорядка. Случаи нарушений уголовного и административного кодекса на объектах, находящихся под частной охраной, передаются полиции. «По нашим данным, частными охранниками за последний год задержано и передано в органы внутренних дел 107 тысяч правонарушителей,  – говорит Веденов. – И увеличение участия охранных предприятий в обеспечении интересов государства в правоохранительной области крайне актуально. Оно не может произойти без усиления регулирующих рычагов». Однако об увеличении полномочий говорить пока рано: МВД не одобряет новаторских идей представителей руководства Национальной гвардии. «Мы критически смотрим на идею автоматического наделения группы ЧОПов государственными полномочиями», – заявил заместитель министра МВД России Игорь Зубов.

На что готовы частные охранные организации?

Руководители крупнейших охранных структур сейчас не склонны проявлять инициативу. Их интересуют конкретные задачи, действия, которые выполняются на вверенных им территориях, и вынуждены подчиняться любым решениям Национальной гвардии. Частные охранные предприятия готовы по-прежнему участвовать в охране общественного порядка на конкурсной основе. Экспансия ЧОО заключается в обеспечении порядка не только на подведомственных объектах, но и на территории вокруг них. На это обратил внимание представитель охранного сообщества в Общественной палате России Дмитрий Галочкин: «Мы создаём территорию безопасности вокруг тех объектов, которые даются нам под охрану. И мы заинтересованы в этом, так как хотим стать партнёрами государства в обеспечении общественного правопорядка».

Компромисс

Привлечение ЧОО к делам безопасности на государственном уровне – вопрос времени и множества обсуждений, нахождения компромиссов и нормативно-правовых решений. На данный момент наиболее жизнеспособным выглядит создание института «реестровых охранников» – по аналогии с казачьими организациями. Правовая база для этой реформы уже существует – это ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», регламентирующий создание и деятельность народных дружин.