С 2018 года контрольно-надзорные ведомства станут реже проводить внеплановые проверки.

Это связано с введением риск-ориентированного подхода, который исключит проверки по любому частному заявлению. Об этом сообщил газете “Известия” заместитель министра экономического развития Савва Шипов.

Риск-ориентированный подход в плановых проверках

Ранее риск-ориентированный подход был введен в сферу плановых проверок и уже доказал свою эффективность на практике.

Компании с низкой степенью риска были вовсе освобождены от плановых проверок. Была создана классификация по категориям риска и классам опасности компаний, в основу которой легло вычисление вероятности нарушений со стороны предприятия и тяжести их последствий для населения и госбюджета.

Компания может узнать свою категорию риска, если направит соответствующий запрос в контролирующий орган. В случае несогласия со своей категорией, владельцы бизнеса имеют право попросить пересмотреть решение контролирующих органов: для этого надо написать заявление и предоставить необходимые документы.

Сейчас риск-ориентированный подход плановых проверок внедрен только несколькими службами:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Достоинства новой модели внеплановых проверок

Новая модель проверок не подразумевает, что жалобы населения на деятельность компании будут игнорироваться — они просто будут сопоставляться с индикаторами риска.

Вот как прокомментировал ситуацию Савва Шипов:

— Должны быть установлены индикаторы риска, и при возникновении каких-то ситуаций именно через срабатывание этих индикаторов будет решаться вопрос о необходимости проведения внеплановых проверок, в том числе и при поступлении жалоб, — заявил он.

Член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин, принимающий участие в разработке реформы, подчеркивает, что главное в риск-ориентированном подходе — более рациональный подход к жалобам

— Сейчас у надзорных органов нет возможности не реагировать на жалобу гражданина. А иногда смотришь жалобу и понимаешь, что посылать проверку не нужно. Но если несколько одинаковых жалоб накопятся, то тогда можно проверять. Или же проводить проверку, если жалоба будет совпадет с индикаторами риска для данного предприятия, — сообщил “Известиям” Александр Брагин.

Таким образом, количество проверок сократится, но целью реформы является совсем другое. Сейчас система контроля формальна, ориентирована на обязательный поиск нарушений и на наказания, такой метод в народе называют “палочным”. Новые правила подразумевают главную, необходимую цель — минимизацию вреда для жизни и здоровья людей.

К разработке системы индикаторов риска уже приступила Росаккредитация — организация, находящаяся под ведомством Министерства экономики, их утвердят летом.

Новая концепция внеплановых проверок должна изначально вводиться в тестовом режиме, подчеркивает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Осторожность здесь имеет значение: нововведение могут начать использовать в качестве лазейки.

Другие реформы контролирующих органов

Об избыточном регулировании бизнеса речь идет уже давно. За последний год был введен ряд рациональных изменений, направленных на рационализацию контроля и снижение давления на малый бизнес.

Снижение уровня бюрократии

С 1 июля 2016 года контрольные органы не могут требовать от компании документы, которые и так есть в распоряжении надзорных органов. Чуть позже, 1 января 2017 года, вступила в силу поправка, согласно которой органы не запрашивают документы до начала проверки.

Уменьшение количества штрафов

Поправка касается малого и среднего бизнеса. С 4 июля 2016 года первые обнаруженное нарушение карается предупреждением, а не штрафом. Исключением являются грубые нарушения:

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

Освобождение малого бизнеса от плановых неналоговых проверок

Мораторий будет длиться до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если в течение последних трех лет:

  • компания получала штраф за грубое нарушение закона;
  • приостанавливала деятельность или была дисквалифицирована;
  • лишилась лицензии.

Кроме того, льгота не распространяется на компании, оказывающие услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной, а также энергетики и экологической безопасности.

Повышение осведомленности

Контролирующие органы размещают на своих сайтах методические и информационные материалы и собственных требованиях, о том, как при проверке соответствовать правилам. С 1 января они проводят семинары и конференции для предпринимателей.

Проверки без участия владельцев компании

С 1 января 2017 года представители контролирующих органов могут не общаться с директором подконтрольной компании. К таким проверкам относятся:

  • осмотры территории и транспортных средств;
  • измерение экологических параметров — воздуха, воды и почвы;
  • измерение параметров объектов энергетики и трубопроводов;
  • контроль за распространением рекламы.

В результате проверки предприятие может получить предупреждение о недопустимости нарушений. Если после этого назначается внеплановая выездная проверка, у руководства есть время исправить нарушение.

Перспективы

11 апреля Антон Силуанов выступал на конференции ВШЭ. В своем выступлении он отметил, что принятых поправок мало для того, чтобы уменьшить бюрократическую волокиту и снизить неадекватно большую нагрузку на малый средний бизнес. В качестве кардинальной, но действенной меры он предложил уменьшить количество контролирующих органов: сейчас деятельность компании регулируют 37 госорганов.